Источник: russiancouncil.ru
В начале июня 2024 г. в Бишкеке впервые проводится образовательный форум «Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров (ВФТМ) Кыргызстан 2024». ВФТМ при поддержке Президентского фонда культурных инициативпроходит в России с 2019 года и сегодня это главная отраслевая конференция и масштабный образовательный проект для театральных менеджеров нашей страны. С 2024 г. фестиваль выходит на международный уровень, открывая для себя Кыргызстан. О проекте ВФТМ, сотрудничестве театров на евразийском пространстве, особенностях организации международных проектов в области культуры мы поговорили с членом Оргкомитета ВФТМ, заместителем директора Московского Губернского театра, исполнительным директором Большого детского фестиваля и фестиваля «Фабрика Станиславского», Игорем Колобовым-Тесля.
ВФТМ известен как российский фестиваль, с 2021 года активно развивающий свое региональное представительство. В чем главные цели форума в Кыргызстане в этом году?Главная цель фестиваля в Кыргызстане состоит в содействии налаживанию взаимоотношений между коллегами в России и странах СНГ. К сожалению, в последние годы встречи между участниками театральных сообществ на пространстве СНГ происходят все реже и реже. Нельзя сказать, что связи совсем утеряны, но мы видим потенциал для развития этого сотрудничества, так как сохраняются достаточно тесные политические и экономические связи между странами. Мы хотим развивать и культурные связи между нашими странами в сфере театра. Есть запрос от коллег не только из Кыргызстана, но и из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Азербайджана, Белоруссии на активизацию связей — как на встречи на территории России, участие в российских постановках режиссеров, художников, других творческих работников из стран СНГ, так и на реализацию совместных проектов. Есть российские фестивали, которые с удовольствием принимают зарубежные коллективы, проводятся фестивали и за рубежом, в которых активно принимают участие российские театры. Однако этих контактов недостаточно. И наша основная задача — перезнакомить театральных менеджеров друг с другом, дать возможность рассказать о себе и своих проектах, тем самым стимулировав развитие сотрудничества в области культуры между нашими странами.
Возвращаясь к российской истории фестиваля, какие бы основные достижения проекта за 5 лет его существования Вы бы отметили?Самое главное достижение Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров в том, что из небольшого проекта, запущенного группой единомышленников, сегодня ВФТМ стал главным отраслевым событием в области театрального менеджмента в России. Фестивали прошли в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Геленджике, Светлогорске. Проект объединяет всех театральных менеджеров страны, откликаясь на актуальные вызовы отрасли, влияет на системные изменения в театрах. Каждая программа ВФТМ основывается на актуальных темах и проблемах, которые тревожат, волнуют и интересуют театральное сообщество. На каждом мероприятии ВФТМ представляется много удачных примеров реализации проектов в области театра, происходит обмен мнениями с представителями смежных отраслей. Приглашение спикеров из области бизнеса, других отраслей, с интересными идеями и механиками, которые можно внедрять в театрах, и некоторые уже внедряются — это одна из ключевых «фишек» Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров. ВФТМ стал хорошим импульсом развития театров в России.
В программе фестиваля отдельный акцент сделан на международное межвузовское сотрудничество. Можете подробнее рассказать о планируемых к обсуждению вопросах?Несмотря на то, что мы представляем разные страны, у нас у всех общая школа — все основывается еще на советском наследии, и многие наши коллеги — выпускники советских и российских вузов работают сейчас в театрах за рубежом, возглавляют эти театры. И по-прежнему в российских театральных вузах немало абитуриентов из соседних стран. Недавно, например, в ГИТИСе на международный фестиваль приезжали студенты из Индии и Шанхая. Есть примеры, когда набираются целевые курсы в других странах, например в начале года институт Щукина набрал 17 абитуриентов из Кыргызстана. У РГИСИ есть соглашение о сотрудничестве с коллегами в Узбекистане, Казахстане, Монголии, Китае и т.д. Здесь опять же есть большой потенциал для развития международного сотрудничества — немногие из стран ближнего зарубежья способны конкурировать с Россией по количеству театральных вузов, и Россия способна помочь соседям в обучении кадров для театральной сферы, как в области творческих профессий, так и в плане подготовки менеджеров. На фестивале в Кыргызстане в том числе будут обсуждаться возможности развития этого сотрудничества в условиях сохранения единого культурного пространства. У нас все еще много общего, и межвузовское сотрудничество, совместные образовательные программы будут способствовать развитию театров в наших странах.
Представители каких вузов будут принимать участие?С российской стороны будут представители ведущих театральных вузов: ГИТИСа, Театрального института имени Бориса Щукина и Санкт-Петербургского РГИСИ.
Как бы Вы сейчас охарактеризовали ситуацию с международными связями в театральной сфере?Несмотря на санкции и проявление «культуры отмены» со стороны стран Запада в отношении России, разорванные культурные связи с некоторыми западными странами, говорить о том, что Россия оказалась в некой культурной изоляции, нельзя. Связи с зарубежными партнерами были, есть и остаются. Просто сегодня с некоторыми, как принято говорить, «недружественными» странами контакты стали «единичными». Другими словами, я знаю, что даже в условиях санкций представители европейских театров приезжают к нам, а представители российских театров бывают в европейских странах. Но это, повторюсь, единичные случаи.
Происходит ли «разворот на Восток» для российских театров?Я бы сказал, что происходит разворот на Восток, на Юг, на Юго-Запад и т.д. Понятно, что те страны, которые поддались санкционному давлению Запада, на официальном уровне заявляют о нежелании сотрудничества с Россией, принимать российские театры. Но с большим количеством стран, которые мы считаем дружественными, находящимися на Юге, Востоке, в Южной Америке, Африке, у нас есть контакты, и они все больше и больше развиваются. Очевидно, что логистические сложности накладывают свои особенности на взаимоотношения с партнерами. Сложно сравнивать в вопросе доступности Европу и Южную Америку, однако контакты развиваются, и наша задача — усиливать эти связи для расширения культурного обмена между театральными сообществами разных стран.
Насколько сейчас распространена практика приглашения иностранных режиссеров и актеров для работы в российских театрах и наоборот, российских театральных деятелей в театрах за рубежом?Прекращение связей с европейским театральным рынком в абсолютных величинах не могло не повлиять на числовые показатели такого сотрудничества. Раньше участие в российских проектах представителей западного мира и участие российских деятелей в зарубежных проектах было насыщенным и активным, сейчас таких контактов естественно стало меньше, но практика продолжается. К нам продолжают приезжать иностранные режиссеры — если посмотреть афишу театрального сезона этого года, мы видим примеры участия в российских постановках и актеров, и режиссеров. В частности, в феврале 2024 г. в Театре Наций состоялась премьера спектакля японского режиссера Мотои Миура. В многих театрах работают артисты и музыканты из стран СНГ, например в Московском Губернском театре (МГТ), где я работаю, участвуют актеры из Белоруссии. Наши театральные деятели тоже выезжают, но если раньше в первую очередь ездили в европейские театры, то сейчас постепенно «заходим на другие рынки». Например, в июне стартуют «Русские сезоны» в Бразилии, в рамках которых запланированы гастроли Театра им. С.В. Образцова, а в сентябре в Таиланде, в рамках перекрёстного года культурных обменов, пройдут гастроли Большого театра. В МГТ краткосрочной перспективе запланированы гастроли в Узбекистане и Республике Беларусь. Повторюсь, ни о какой культурной изоляции и речи быть не может.
Что нужно сделать, по Вашему мнению, чтобы стимулировать такое межкультурное сотрудничество на евразийском пространстве?Для этого требуется не только инициатива снизу, но и поддержка сверху. В первую очередь поддержка межкультурного сотрудничества на уровне госпрограмм и проектов. Возможно, организация больших форумов в России и странах бывшего СССР, в рамках которых профессионалы отрасли могли бы общаться, обсуждать совместные проекты, представлять свои постановки. Требуется государственная поддержка движения снизу, примером которого и является ВФТМ. Возвращаясь к задаче ВФТМ в Кыргызстане — необходимо перезнакомить людей. На сегодняшний день, связи есть, но их очень мало — явно недостаточно для того, чтобы межкультурное сотрудничество на евразийском пространстве реализовало свой потенциал. Плотность и активность контактов можно и нужно увеличивать в разы. Проведение фестивалей, подобных ВФТМ, в регулярном режиме определенно стало бы мощным драйвером культурного сотрудничества.