сейчас
  1. Для понимания что уже могут нейросети. Генерация вашего голоса за несколько минут...
  2. ВКС РФ уничтожили подземный завод «Южмаш», Зеленский и Пентагон в трауре
  3. Англосаксонский типа Международный уголовный суд (МУС), всё-таки выдал ардер на арест Нетаньяху...
  4. Послушав этого "американского государственного мужа", в  Империи Зла, оказывается, самый главный вопрос...
  5. ВКС РФ уничтожили подземный завод «Южмаш», Зеленский и Пентагона в трауре
  6. Павглур Руслан Владимирович на хайпе пошел воевать в НАТОвскую ЧВК «ВСУ» в...
  7. Как можно заметить, международный олигархат, желая сохранить как можно больше территории бывшей...
  8. Режим Нетаньяху нанес авиаудар по сирийскому городу Пальмира, погиб 61 мирный житель.
  9. Режимники Зеленского начали утверждать, что сегодня ночью по цехам завода Южмаш в...
  10. Многие вчера писали о том, что Пентагон заявил о «новых поставках противопехотных...
  • Украина

Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Ф.Лукьянов: отмена русской культуры обречена на провал

25.04.2024 00:02

Источник: eurasia.expert

С 22 апреля в Калининграде проходит Международный Кантовский конгресс, посвященный 300-летию великого немецкого философа. На юбилейные мероприятия на родине мыслителя съехались исследователи его наследия со всего мира, в очередной раз опровергнув миф об «изоляции» России. Как отметил губернатор Калининградской области Антон Алиханов, западные источники пишут о Канте как о ком-то чуждом для России. Однако в самой России считают, что он заслуживает уважения, а значит его идейное наследие достойно дискуссии. В чем актуальность идей философа для нашей страны, в комментарии для «Евразия.Эксперт» разобрал директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

– Федор Александрович, «Валдайский клуб» провел в Калининграде сессию в рамках Международного Кантовского конгресса. На обсуждение был вынесен вопрос о развитии современных цивилизаций. Каковы в современных условиях перспективы России как самобытного государства-цивилизации? И что Россия может противопоставить «отмене» русской культуры?

– Что касается «отмены» русской культуры, то России, мне кажется, ничего не надо противопоставлять. Это совершенно искусственный и заведомо обреченный на провал процесс. За те два года, что принимаются попытки русскую культуру «отменить», стало понятно, что это невозможно. Поэтому мы должны делать выводы, но в целом заниматься тем, чтобы эту культуру развивать для себя. Если мы будем развивать ее для себя, то она будет развиваться и для мира. А когда кто-то еще пытается что-то «отменить», это уже не наш вопрос. Они хотят обеднять себя? Да ради Бога. Но из этого ничего не получится, я в этом совершенно уверен.

Что касается цивилизации, то для России это вопрос самоидентификации, формирования самовосприятия в новом международном историческом контексте. Этот контекст действительно кардинально меняется. И цивилизационный аспект важен не столько для мира, сколько для нас самих. А именно, это формулирование себя как самодостаточной, сильной, опирающийся на собственные возможности и намерения общности. Это то, к чему мы должны сами стремиться.

Надо честно признать, мы хоть и объявили себя цивилизацией, но пока еще таковой в полной мере не стали. Мы очень сильно зависим от внешних обстоятельств, в том числе от того, как нас оценивают другие. Это чувствуется периодически. Мы оглядываемся на мнение, прежде всего, Запада, да и не только. Между тем, цивилизация, как мне представляется, отличается именно тем, что должна, как неоднократно было на этом Конгрессе сказано, жить своим умом – это одна из важных установок Иммануила Канта. Россия пока еще не настолько тверда в своих собственных представлениях, как, например, Китай. Он может как угодно мимикрировать под окружающий мир, но сама сущность, историческая, цивилизационная сущность Китая никуда не исчезает.

Цивилизация – это формулирование своих задач и их неукоснительное выполнение, вне зависимости от того, помогают этому или мешают – это первое. И второе – это отсутствие догм. Цивилизация делает то, что считает нужным. Если считает нужным, сотрудничает с кем-то, а если не считает нужным, то не сотрудничает. Это не является каким-то жестким выбором: конфронтация с этими, дружба с теми или наоборот.

Я надеюсь, что современный очень острый этап приведет не к тому, что мы из одного лагеря перейдем в другой, как это бывало в истории. А к тому, что мы именно осознаем собственную сущность и собственные интересы, чтобы следовать им вне зависимости от обстоятельств. И эта сессия Валдайского клуба на Кантовском конгрессе отчасти этим вдохновлена.

– Политическое противостояние в современных условиях переносится на противостояние цивилизаций. Каковы перспективы выхода из конфронтационной логики?

– Мне кажется, конфронтационная логика обусловлена не столько противостоянием цивилизаций, сколько тем, что есть общий международный процесс, общий тренд. Он нацелен на то, чтобы все цивилизации были более или менее самоценными и опирались на себя, но при этом находили способы взаимодействия без унификации. Это общий тренд, который мы видим в мире, которому более или менее следуют все, кроме Запада. Запад является другой общностью, которая считает, что необходим универсальный подход – все должны действовать единообразно, а именно – так, как Запад считает правильным. В этом и есть суть противостояния.

Российско-западное противостояние в этом плане самое острое по целому ряду причин. Но та же самая линия коллизии пролегает и между Китаем и Западом, между Глобальным Югом и Западом, и так далее. Когда Запад осознает свое новое место, а именно то, что он остается цивилизацией, но одной из, а не единственной «правильной», тогда многие вопросы, которые сейчас вызывают острый конфликт, будут решаться полюбовно. Пока мы находимся в другой фазе – в попытке Запада удержать собственное доминирование, в том числе морально-интеллектуальное.

– Какие идеи Иммануила Канта могут сработать для снижения напряженности на международной арене в современных условиях?

– Идеи Канта, как и любые сугубо философские концепции, не работают как инструмент снижения или повышения напряженности. Это немножко другой уровень. Один из важнейших подходов Канта, который надо помнить, – это его историзм, то есть необходимость воспринимать события в контексте исторических процессов, причем протекающих именно сейчас. Нельзя переносить логику, скажем, прежних исторических процессов в сегодняшний день, или сегодняшнюю логику на прошлое, как сейчас очень часто делают на Западе. Жить в истории и соответствовать ей – вот, безусловно, важный урок, который из Канта надо извлечь.